Татарская актриса, Народная артистка Татарской АССР, Заслуженная артистка РСФСР, депутат районного Совета, Заслуженная артистка Советских театров

Родилась в Казани 15 октября 1891 года.

Отец — Муса Мостафин.
Сестры: Зәйнәп, Оркыя, Нәфисә.
Первый муж — Барый Болгарский (1884-1927, Габделбарый Фәтхулла улы Фәйзуллин), драматический актёр.
Второй муж — Хәмит Колмәмәт (1895-1942, Габделхәмит Мөхәммәт улы Әҗимов)
С 1910 года начала работать в труппе «САЙАР (Странствующий)». Вступив в труппу, она начинает играть очень много — иногда в одном спектакле выходила на сцену в нескольких ролях.
Исключительно большую роль в формировании творческой индивидуальности и росте актерского мастерства сыграли революционно-демократические и просветительские идеи, ярко воплощённые в татарской литературе Габдуллой Тукаем, Галиаскаром Камалом, Фатыхом Амирханом, Гафуром Кулахметовым и Шерифом Камалом.
Вступив в труппу «САЙАР (Странствующий)», она самоотверженно несла все тяготы и трудности дореволюционного татарского театра:
«С наступлением весны мы, голодающие артисты, разместившись на бочках в четвёртом классе парохода, отправлялись на гастроли в поволжские города. Приехав в какой-нибудь город, мы обыкновенно искали самые дешевые номера и всей труппой занимали одну маленькую комнату. В те времена получить разрешение на постановку спектаклей было чрезвычайно трудно. Поэтому приходилось прибегать к самым различным уловкам и хитростям. Частенько из-за плохих сборов оказывались в затруднительном положении. Куда бы мы ни ехали, всюду нас ожидало безденежье и голод»,— так писала она в своих воспоминаниях…
В 1918 году — она вторично вышла замуж за актера их труппы с трагической судьбой Хамита Кульмамета, сгинувшего в сталинских лагерях. У них родились:
дочь Фирдаус Болгарская (1919-2004), жена композитора Энвера Бакирова
сын Гаден (1922-1980, Участник Великой Отечественной войны 1941–45 годов), на которого она получила три похоронки. Когда получила третью похоронку, то уже не плакала, а сказала: «Значит он жив!» — так оно и оказалось.
Её творчество сформировалось до Октябрьской революции. С первых дней Советской власти актриса стала работать в драматической труппе, созданной Центральной Мусульманской военной коллегией при Народном комиссариате по военным делам РСФСР.
В годы гражданской войны она выступала в военных клубах перед красноармейцами, рабочими.
Затем она становится актрисой Первой татарской советской драматической труппы.
В 1917 году в журнале «АҢ (Сознание)» видный театральный критик Габдрахман Карам писал, что «татарский театр в своей бытности по-настоящему воспитал двух актрис. Одна из них — Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, вторая — это Гульсум Болгарская. И если в будущем напишут историю театра, то на самом почетном месте, на первом месте, несомненно, поставят имя Болгарской».
1922-68 годы — артистка Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала.
С 1946 года — Член КПСС.
В последние годы жизни она играла в основном разноплановых старух в спектаклях, поставленных по национальной драматургии, в том числе и на телевидении.
Неоднократно избиралась депутатом районного Совета, была постоянным членом художественного совета Академического театра.
Умерла 9 января 1968 года в Казани. Похоронена на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани рядом с Зайни Султановым, Бари Болгарским, Габдуллой Тукаем и другими выдающимися деятелями татарской национальной культуры.

Творчество:

Коварство и любовь
Роли в спектаклях:
Галиаскара Камала:
Хамида «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)»
служанка, Гайша, Гайна, позже Җәмилә (Джамиля) «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)»
Сарбижамал «РАЗВРАТ»
Гафифа «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)»
Гюльжиган «БАНКРОТ»
СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя) «СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя)» Гали Ильясова
Карима Тинчурина:
Одна из жен Ишана «ЗӘҢГӘР ШӘЛ (Голубая шаль)»
Мәхмүдә (Махмуда) «АЛАР ӨЧӘҮ ИДЕ (Их было трое)»
Зөһрәбикә (Зухра бика) «БЕРЕНЧЕ ЧӘЧӘКЛӘР (Первые цветы)»
Бикә «ИЛ (Страна)»
Гюльжамал «НАДИРШАҺ (Надир-шахе)» Наримана Нариманова
Галидә карчык (Старуха Галида) «ШӘМСЕКАМӘР (Шамсекамар)» Мухаммета Аблиева
ЗөҺрә (Зухра) «ТАҺИР-ЗӨҺРӘ (Тагир и Зухра)» Фатхи Бурнаша
Шафика «ЖАЛКОЕ ДИТЯ» Намика Кемаля
Магисылу «ГОЛОД ЗАСТАВИЛ» Яруллы Валеева
Салима «ТИГЕЗСЕЗЛӘР (Неравные)» Фатиха Амирхана
Луиза «МӘКЕР ҺӘМ МӘХӘББӘТ (Коварство и любовь)» Фридриха Шиллера (перевод Фатиха Амирхана)
Зулейха «МОЛОДАЯ ЖИЗНЬ» Гафура Кулахметова
Чикерткә Гыйльменисасы «ЧАТКЫЛАР (Искры)» Тази Гиззата
Ханзафа «ТАШКЫННАР (Половодье)» Тази Гиззата
Сәхилә карчык (Старуха Сахиля) «ХУҖА НАСТРЕТДИН (Хаджа Настретдин)» Наки Исанбета
Җиһан (Зиган) «АК КАЛФАК (Белый калфак)» Мирхайдара Файзи
Галимә абыстай (жена священнослужителя Галима) «ХАҖИ ӘФӘНДЕ ӨЙЛӘНӘ (Господин Хаджа женится)» Шарифа Камала
Раневская «ВИШНЕВЫЙ САД» Антона Павловича Чехова
Татьяна «МЕЩАНЕ» Алексея Максимовича Горького
Харитоновна «РУС КЕШЕЛӘРЕ (Русские люди)» Константина (Кирилла) Михайловича Симонова
Александра Николаевича Островского:
Катерина, позже Марфа Игнатовна Кабанова (Кабаниха) «ЯШЕНЛЕ ЯҢГЫР (Грозе)»
Полина «ДОХОДНОМ МЕСТЕ»
Кручинина «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ»
Няня Арина «ЯРЛЫЛЫК ГАЕП ТҮГЕЛ (Бедность не порок)»
Пернель ханым «ТАРТЮФ» Жана Батиста Мольера
Гертруда «ГАМЛЕТЕ» Вильяма Шекспира
Люба «ШӘФКАТЬ ТУТАШЫ (Барышня Шафката)» Марии Кирьяковой (Севастопуло Мария Александровна)

Признание:

Народная артистка Татарской АССР (1923)
«Заслуженная артистка Советских театров» распоряжение Луначарского Анатолия Васильевича (1925)
Заслуженная артистка РСФСР (1926)
Орден «Знак Почёта» (1940)
Орден «Трудового Красного Знамени»» (1957)

http://www.millattashlar.ru

Язарга

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

десять + семнадцать =