Композитор, скрипач, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист Республики Татарстан, Лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая.

Родился 20 сентября 1910 года в Орске Оренбургской области.
Жизненный путь композитора был непрост. Его детство пришлось на тяжелые годы гражданской войны, голода и разрухи. В девять лет мальчик остался без родителей, некоторое время воспитывался в детдоме, из которого вскоре сбежал и стал бродяжничать. Его жестоко били за то, что он отказывался воровать, и тогда сирота бежал в Актюбинск, где нашел себе приют в чайхане.

В 1927 году он приехал в Казань. Ему было уже семнадцать лет. Со скрипкой в руках он явился в музыкальное училище, где играл перед внушительной комиссией, в состав которой входили А.Литвинов, Рувим Поляков, М.Пятницкая, А.Васильев, Г.Корбут и др. И стал студентом Казанского музыкального училища. В годы учебы в музыкальном училище выявились творческие способности будущего композитора: он пробует писать небольшие пьесы для скрипки и фортепиано.

Помимо игры в оркестре Салиха Сайдашева в Татарском академическом театре, вскоре он стал руководить музыкальной частью рабочего театра при Доме культуры Льнокомбината в Заречье (Кировский район). Пишет песни, марши и танцы к спектаклям. Так начинается его большой путьв музыке и искусстве.

Ощущая свое призвание композитора, молодой музыкант в 1934 году едет продолжать учебу в Москву, где он был принят на второй курс композиторского отделения рабфака при Московской консерватории в класс профессора М.Ф.Гнесина, а затем продолжил учебу в Татарской оперной студии по классу сочинения профессора Г.И.Литинского. В годы учебы в Казани и Москве он сближается с видными татарскими писателями, поэтами, деятелями театра, познает национальную литературу и фольклор. Близко дружит с Салихом Сайдашевым, Фаридом Яруллиным, Мусой Джалилем, Һади Такташем.

В Москве довольно определенно формируются характерные черты его творчества, отличающиеся стремлением композитора к яркой выразительности музыки, жанровой характерности и почти зримой выразительности музыкальных образов.

Он пишет разнообразные произведения: песни, пьесы для отдельных инструментов (трубы, кларнета, скрипки), «Татарский марш» для инструментального ансамбля, обрабатывает народные песни. Но, обращаясь к различным жанрам, именно в песенном жанре ощущает родную для себя стихию. В эти годы им написано более 50 песен, отличающихся разнообразием тематики, богатством мелодико-ритмических рисунков, эмоциональной емкостью и выразительностью. Многие его песни обрели большую популярность и стали подлинно народными (вспомним, к примеру, его песню «Сагыну (Томление)» на слова Мусы Джалиля). Творчество композитора сыграло значительную роль в становлении и развитии песенного жанра в татарской музыкальной культуре.

В 1940 году он возвращается в Казань и начинает работу в инструментальном ансамбле Татарской государственной филармонии.

Вскоре вспыхнула война. В первые же дни Великой Отечественной войны он был призван в ряды Красной Армии. В день отъезда своей части из Казани композитор написал песню «Возвращайся с победой» на только что сочиненный писателем Кави Наджми текст.

Находясь в армии, в короткие минуты отдыха он продолжает заниматься творчеством. Пишет различные песни, разящие врага, в том числе частушки, хлесткие задорные припевки. Из произведений суровых военных лет выделяются «Команда вперед» на стихи Аделя Кутуя, «Джигит-партизан» на слова Нури Арсланова, «Бойцу» на народные слова.

В 1942 году композитор был отозван из войсковой части и переведен в Казань.

В 1943 году, к тридцатилетию со дня смерти татарского народного поэта Габдуллы Тукая, он первым из композиторов Татарии написал цикл песен на слова поэта.

Большой активностью отмечено его творчество в послевоенные годы.

Одно из центральных мест в его творчестве занимает работа с Татарским ансамблем песни и танца, для которого он создал прекрасные обработки народных песен и оригинальные песни, ставшие украшением его репертуара. Всеобщее признание получили такие музыкально-хореографические композиции, как «Сабантуй» (постановка Файзи Гаскарова), «Дружба», «Мои цветы» (постановка Тагиров Гай Хаджиевич|Гая Тагирова), «Свадьба» (постановка Нарыков Адгам Фазулжанович|Адгама Нарыкова).

Композитора волнуют события, происходящие в его стране, он живет делами и подвигами своего народа: «Да здравствует мир», «Советский солдат», «Песня пахарей», «Извилистый ручеек» и т.д.
Во второй половине семидесятых годов композитор создает такие впечатляющие вокальные произведения, как «Хатынь» на слова Наби Даули и «Мамдуда» на слова Сибгата Хакима.
Почетное место в его вокальной лирике занимают песни, воспевающие красоту природы, проникнутые любовью к родному краю. Он дарит много интересных и разнообразных песен детям, часто бывает в школах, рассказывает учащимся о музыке, знакомит их со своими произведениями.

Композитор обогатил и балетный жанр, создав два балета.
В 1950 году совместно с композитором Н.И.Пейко и балетмейстером Файзи Гаскаровым он завершает балет «Весенние ветры» по одноименному роману Кави Наджми, повествующий о событиях Октябрьской революции в Казани.
В 1960 году завершает свой второй балет «Раушан», основанный на мотивах татарских народных сказок Габдуллы Тукая (либретто Г.Салимова). Этот балет был поставлен в 1961 году и стал первым детским балетом, а в 1974 году композитор представил вторую редакцию балета уже под названием «СИХЕРЛӘГӘН МАЛАЙ (Заколдованный мальчик)», обновив музыкальные сцены и дополнив балет новыми образами.

Многие годы композиторскую деятельность сочетал с исполнительством. Со своими авторскими концертами он исколесил всю Татарию, и многие города Союза ССР.
Активно участвовал в музыкально-общественной жизни республики, ведя значительную работу по организации и руководству коллективами художественной самодеятельности, оказывая им постоянную творческую помощь.

Личность талантливого композитора и виртуозного скрипача отличала удивительная скромность и безграничная преданность искусству.

«Безграничная влюбленность в народную жизнь, в его быт и традиции, прекрасное знание его музыки, владение искусством импровизации деревенских музыкантов, неподдельная искренность – исходные факторы, определяющие творческий облик композитора, исполнителя-скрипача Загида Хабибуллина» — писал о нём Махмуд Нигмедзянов.

Творчество:

Балет «Весенние ветры» (1950, совместно с Н.И.Пейко)
«Раушан» (1961, вторая редакция «СИХЕРЛӘГӘН МАЛАЙ (Заколдованный мальчик)» 1974)
Инструментальные пьесы
Более 50 песен
Музыка к драматическим спектаклям
Обработки татарских народных песен

Признание:

Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1950)
Лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая (1968)
Народный артист Татарской АССР (1970)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981)

http://www.millattashlar.ru/

Язарга

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

одиннадцать − шесть =