Родилась 24 марта 1955 г. в Казани. Артистка оперы, концертно-камерная певица (лирико-колоратурное сопрано). Окончила Казанскую государственную консерваторию (1982). С 1982 г.— солистка ТАГТОиБ  им. М. Джалиля. С 1999 г.— заведующая кафедрой сольного пения Казанского государственного университета культуры и искусств, профессор.

Народная артистка Республики Татарстан (1992).

Народная артистка Российской Федерации (1995).

Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая (1997), кавалер «Ордена Дружбы» (2006).

Венера Ганеева… Это имя известно, наверное, каждому жителю нашей республики. Популярность Венеры Ганеевой выходит далеко за пределы Татарстана. Блестящая оперная певица, звезда татарской эстрады, обаятельная драматическая актриса, увлеченный своей работой педагог… Признание и горячая любовь публики, слава, награды и почести — результат счастливого сочетания необычайной одаренности, высокого профессионализма и упорного, самоотверженного труда певицы.

Предыстория одной прекрасной актерской судьбы началась, пожалуй, с самого имени Венера — как той самой яркой звезды, которая зажигается ранним утром на небосклоне. А если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно… И сегодня эта звезда сохраняет немало тайн. Только одно остается неизменным — ее красота и загадочность.

…В ясный весенний день в семье Ганеевых родилась дочь, которую назвали Венерой. Росла Венера на рабочей окраине Казани, в семье, где никто не играл на театральной сцене и не пел на эстраде. С ранних лет девочка пела песни, читала гостям стихи, и ей очень нравилось, когда все аплодировали и хвалили ее. Родители в душе мечтали о том, чтобы дочь стала певицей.

Училась Венера в татарской школе № 89 им. Г. Ибрагимова, где она с удовольствием пела в школьном хоре, занималась в знаменитом ансамбле «Саз» под руководством Рифката Гумерова. Поступила в Казанское музыкальное училище, в котором училась по классу вокала у замечательного и талантливого педагога К. З. Щербининой.

Но юные годы певицы не были безмятежными. Как гром среди ясного неба обрушилось на семью страшное горе — не стало дорогой любимой мамы. Жизнь для Венеры потеряла всякий смысл. И только слова мамы: «Будь певицей, постарайся — и у тебя обязательно получится!» — придали сил, чтобы собраться с силами и вновь двигаться вперед к осуществлению главной мечты своей жизни.

Природа щедро одарила Венеру уникальным голосом, музыкальностью, артистизмом, упорным твердым характером, терпением и трудолюбием. Она с отличием окончила музыкальное училище, Казанскую государственную консерваторию и в 1982 г. переступила порог Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Вокальная «наука» — дело тонкое, и здесь Венере очень повезло; она с большой благодарностью вспоминает своего педагога — Валентину Андреевну Лазько, воспитавшую целое поколение звезд оперной сцены. Также Венере повезло и с наставником по оперному классу — главным режиссером театра, выдающимся мастером Ниазом Курамшевичем Даутовым.

Первые шаги на сцене оперного театра были сделаны именно в постановке Даутова — опере Ж. Бизе «Кармен». Мы увидели очаровательную лукавую цыганочку Фраскиту. Темперамент, задор, смелость — где же робкая дебютантка из стажерской группы? А в оперетте И. Кальмана «Цыган-премьер»? Не для оперетты ли рождена эта милая, грациозная инженю? Роли следовали одна за другой, и все — будто для легкомысленной и взбалмошной особы (Мюзетта в «Богеме» Дж. Пуччини и др.). Первой большой «серьезной» работой стала партия Марфы в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, а затем — обойма «звездных» ролей: Джильда и Снегурочка, Розина и Норина, Алтынчеч и Виолетта… Совершенствовалось мастерство — и приходила популярность, признание и любовь зрителей.

«Венеру Ганееву, которая исполнила партию Джильды в опере Д. Верди «Риголетто», хочется надеяться, мы будем слышать чаще, — писала газета голландского города Гауды, — это выдающееся сопрано, какое редко услышишь». С неизменным успехом Венера исполнила эту партию в Голландии 15 раз. Представлять итальянскую оперу искушенной европейской публике — немалый риск. Но Венера Ганеева справилась с этой задачей блестяще. А вот что сказал о ней ведущий солист Мариинского театра, ныне известный всему миру баритон, Николай Путилин: «Я пел «Риголетто» с певицами из Румынии и Германии, ведущими солистками российских театров. И все-таки лучшей Джильдой считаю Венеру Ганееву».

Не меньший успех принесло ей исполнение в Голландии партии Виолетты. Газета «Дагблад Флеволанд» писала: «Венера Ганеева в партии Виолетты была непревзойденной звездой. Певица обладает сильным и легким голосом, замечательным богатым пианиссимо, которое было особенно эффектным в верхних регистрах!» «Виолетта Венеры Ганеевой поет то трепетно, то страстно, как соловей в майскую пору своей влюбленности, и все, что она делает на сцене, кажется совершенно естественным, а театральная условность обретает некий сокровенный смысл», — писали «Казанские ведомости».

«Голос Венеры мог бы составить честь многим театрам мира», — таково мнение солиста Большого театра России, народного артиста России Владимира Кудряшова. И, думаем, к нему присоединятся все, кто хоть раз слышал эту великолепную певицу.

Певица в совершенстве владеет национальным мелосом, тонко передавая душу татарской народной песни. В репертуаре В. Ганеевой большое количество произведений татарских классиков, также она находится в постоянном творческом сотрудничестве с современными татарскими композиторами Р. Ахияровой, Р. Калимуллиным, Л. Батыр-Булгари, Р. Зариповым, В. Усмановым и поэтами Р. Валеевым, Р. Минуллиным, Р. Харисом и др., многие произведения которых написаны специально для нее.

Женские образы в операх татарских композиторов — еще одна блестящая грань таланта певицы: будь то золотоволосая Алтынчеч из одноименной оперы Н. Жиганова — олицетворение любви и верности, очаровательная, слегка кокетливая Сарвар в «Башмачках» Дж. Файзи или любящая Гульназ в первой татарской рок-опере «Крик кукушки» Р. Калимуллина. Большой творческой удачей стала одна из последних работ певицы — партия Зайтуны в опере Р. Ахияровой «Любовь поэта», посвященной жизни и судьбе великого татарского поэта Габдуллы Тукая (постановка 2006 г.). Эта роль — работа поистине зрелого художника, настоящего мастера своего дела. Благодаря профессионализму постановочной группы и творческой самоотдаче всех исполнителей, спектакль впервые в истории театра был в пяти категориях номинирован на соискание высшей национальной театральной премии России «Золотая маска» (эту престижную награду получил исполнитель партии Тукая Ахмед Агади). Опера была полностью записана телекомпанией «Татарстан-Новый век», фильм транслировался в эфире.

Прекрасный голос певицы украшает и балетные спектакли театра: Венера Ганеева — единственная исполнительница соло сопрано в философском сказочном спектакле «Пер Гюнт» Э. Грига, сложнейшей сопрановой партии в балетах «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Сказание о Йусуфе» Л. Любовского.

Многогранный талант певицы реализуется и в сотрудничестве с театром им. Г. Камала. Главный режиссер театра М. Х. Салимжанов не пропускал ни одной премьеры оперного театра. В 1986 г., увидев в опере «Риголетто» в партии Джильды Венеру Ганееву, он твердо решил пригласить ее на роль Майсары в свой спектакль «Голубая шаль». Премьера этого спектакля состоялась в 1987 г. в новом здании театра. «Голубая шаль» по пьесе К. Тинчурина на музыку С. Сайдашева и сегодня является символом театра и воплощением лучших традиций татарского драматического искусства.

Сейчас Венера Ганеева с поразительной самоотдачей передает свой богатый творческий опыт молодым певцам. С 1999 г. она является заведующей кафедрой сольного пения Казанского государственного университета культуры и искусств. Среди выпускников В. А. Ганеевой — заслуженные артисты РТ, артисты ТАГТОиБ им. М. Джалиля, Татарского государственного ансамбля песни и пляски, Филармонии им. Г. Тукая, молодые звезды татарской эстрады.

Венера Ганеева активно участвует в общественной жизни Республики Татарстан, является членом жюри республиканских вокальных конкурсов, регулярно принимает участие в благотворительных концертах. Венера Ганеева — желанный гость ежегодных праздников «Сабантуй» и «Курбан-Байрам», проводимых в Санкт-Петербурге, Москве, Челябинске, Архангельске, Мурманске, Литве, Финляндии.

Венере Ганеевой рукоплескала публика Германии, Бельгии, Королевства Нидерланды, Венгрии, Америки, Турции, Малайзии, Кипра, Финляндии, Португалии, Франции, Литвы, Латвии, Чехии, Болгарии. Безупречная вокальная техника, великолепный тембр голоса, музыкальный и актерский талант и непередаваемое обаяние продолжают дарить радость поклонникам этой уникальной певицы.

Творчество Венеры Ганеевой — вклад в золотой фонд искусства Татарстана, ведь именно такие люди, как она, составляют достояние и гордость нашей республики.

http://matbugat.ru/enc/ganeeva-venera-ahatovna-6/

  1. Голшат:

    Венера АХАТОВНА……Она дочь своей Республики Татарстан-родилась ,выросла в Татарии,и здесь же она стала достоянием и гордостью своего народа…!Присвоено:Народная артистка Республики Татарстан, Народная артистка Российской Федерации, лауреат многих государственных премии…. Популярная,признанная певица для татар всего мира. Но я вам расскажу про другую Венеру-Венеру,которая в универституте встречает нас как родных»ЗДРАВСТВУЙТЕ! вы откуда приехали, как устроились….»А когда прослушала косету с песнями хаваскэр компазитора Эндиры Лалаевой при ее исполнение Венера АХАТОВНА обратила внимание на несколько песен и включила в свой репертуар. Обратите внимание она ее не видела,она только услышала.Это тот ЧЕЛОВЕК, который работает Р.Ахияровой,В.Усмановым….певица оперного театра…. А потом… когда Эндира тяжело заболела Венера Ахатовна организовала ей консультацию с профессорами-онкологами в Казани заказывала лекарства в Австралию, Америку. Каждый день, утром и вечером, звонила ей.Вот.. она.. какая Венера АХАТОВНА!

Язарга

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>